Рисунок — окно в мир ребенка
Любимым занятием многих детей является рисование. У кого-то это получается хорошо; чьи-то рисунки можно понять, только выслушав комментарии самого создателя шедевра)) Как правило, родители стараются оценить техническую сторону дела: насколько изображение напоминает оригинал, соответствуют ли реальности цвета на картинке… Но задумывались ли вы, что рисунок ребенка — это нечто большее, чем просто изображение настоящей или воображаемой реальности? Что при внимательном рассмотрении рисунок может стать ключом к разгадке тайн детской души?
Итак, давайте рассмотрим процесс рисования с точки зрения ребенка.
Во-первых, рисование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу. С помощью карандашей и красок малыш получает возможность выразить свои переживания (как положительные, так и отрицательные) на листе бумаги. Одной из особенностей дошкольного возраста является то, что детям трудно выразить свои переживания словами. Рисуя, они получают возможность сделать это наиболее удобным для себя способом.
Во-вторых, через рисунок, ребенок получает возможность для общения со взрослыми. После того, как работа закончена, практически каждый бежит показать свое творение маме или папе. И от способности родителей расспросить, выслушать ребенка зависит то, как будут складываться их отношения в будущем. Чувствуя одобрение и поддержку, малыш обретает уверенность в себе, желание делиться своими переживаниями с родителями.
А теперь давайте поговорим о том, как увидеть в детском рисунке не просто картинку, а внутреннюю жизнь ребенка:
- Обращайте внимание на цвет. Преобладание светлых, ярких, жизнерадостных оттенков говорит о том, что в душе у ребенка все хорошо. Если на рисунке преобладают серые, коричневые или четные цвета, то это признак психологического неблагополучия. Скорее всего, ребенка что-то тревожит, беспокоит, угнетает. Однако, тревожиться пока не стоит. Понаблюдайте, имеют такие рисунки разовый или постоянный характер. Все мы живые люди, и у ребенка, также, как и у взрослого, плохое настроение может носить ситуативный характер. Например, поругала воспитательница в детском саду, не поделил с товарищем игрушку…
Если же вы заметили, что уже в течение некоторого времени рисунки ребенка содержат мрачные краски, то стоит насторожиться. Причиной негативных переживаний могут быть конфликты, недостаток любви и внимания со стороны родителей, да и просто банальная перегрузка и усталость… В этом случае следует обратиться за консультацией к психологу.
- Обратите внимание на размер изображения самого автора по отношению к другим объектам. Если соотношение примерно соответствует реальности, то самооценка ребенка в порядке, он способен адекватно оценивать свои поступки. Перекос в большую сторону может говорить о том, что он ставит свои интересы на первое место, зачастую в ущерб интересам других людей. Если же размер фигуры автора значительно меньше, чем другие объекты, то малыш чувствует себя незначительным, ему трудно отстаивать свои интересы, заявлять о своих желаниях.
- Изображение членов семьи. Если в семье доброжелательная, спокойная обстановка, ребенок чувствует себя любимым, то всем членам семьи найдется место на рисунке семьи. Отсутствие кого-либо может указывать на трудности в общении, конфликты с этим человеком. Если между членами семьи нарисованы различные предметы, то подумайте, нет ли препятствий, барьеров в общении между этими людьми. Также причиной изображения предметов может быть банальная занятость родителей своими делами.
- Общий сюжет и комментарии ребенка также помогут понять, чем живет ребенок, какая роль ему близка. Например, изображение себя в виде принцессы говорит о том, что девочка стремится быть красивой, нравиться другим. Также, если мальчик рисует себя в виде супер-героя, то это значит, что ему присущи соответствующие качества: активность, сила, ответственность и т.п. Можно уточняющие задать вопросы, чтобы лучше понять ребенка.
Надеемся, что эти рекомендации помогут вам найти общий язык, понять своего ребенка, обратить внимание то, что происходит в его душе и, в случае необходимости, вовремя оказать помощь.