Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни — «испытание».
Дети в большинстве своем так и относятся к нему — как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности (вне зависимости от возраста и оценок в классном журнале).
Мы часто завидуем отличнику: «Тебе, конечно, незачем волноваться, ты-то все знаешь!»,но российские психологи провели эксперимент: замерили у школьников перед экзаменом различные физиологические параметры, на основании которых можно судить об эмоциональном состоянии человека (например, частоту пульса и уровень артериального давления). Было обнаружено, что двоечники и отличники волнуются совершенно одинаково сильно.
В юности опыт серьезных жизненных испытаний еще невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены порой превращаются в пытку и приносят настоящие страдания. Экзамены — это серьезное испытание на прочность всей нервной системы.
Поэтому необходима психологическая подготовка к экзаменам, которая заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего школьнику наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю. Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего, но бывает,и ошибаются, так как причина может быть в запредельном уровне волнения.
Хорошее знание предмета конечно необходимо для успеха на экзамене, но это знание нужно ведь ещё и продемонстрировать, причём именно тогда, когда нужно. «Неспокойное волнение» в ситуации экзамена, сколько это ни печально, может быть ещё большим врагом, чем не самое блестящее знание предмета. Примерно у 25% студентов излишнее волнение неприятным, а иногда и фатальным образом влияет на результат экзамена,а про абитуриентов даже страшно упоминать.
Экзаменационный стресс — один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах приблизительно 50% юношей и девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.
Согласно результатам опросов выпускников школ, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучат кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах (причем, не только своих, но и чужих).
Есть у стрессового состояния и четкие симптомы: это сильное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, головокружение. Могут возникать неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться.
Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека наблюдается резкая смена настроений, ухудшается аппетит и сон, занижается самооценка. Депрессия очень коварна, ибо воздействует на мотивацию поступков, затрудняя тем самым подготовку к экзаменам.
При стрессе, как правило, ощущается сильное беспокойство: человек чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой, т.е. он оказывает негативное влияние на психику. Это- ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.
Многие студенты и школьники упорно стараются «задолбить» материал, зазубривают всё на тему, которую им предстоит сдавать, нисколько не придавая значения тому, как они это будут делать. В итоге, проснувшись утром перед экзаменом (если поспать вообще удалось), они обнаруживают в себе сначала лёгкий, затем всё возрастающий «мандраж» — и чрезмерное волнение как бы стирает в памяти материал, освоенный, казалось бы « от» и « до».
Но у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т. к. мобилизует силы и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в ситуации подготовки к экзамену и даже при ответе на вопросы билета. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая нас в нужной форме.
Если рассмотреть экзамены с психолого-педагогической точки зрения, то стоит отметить, что экзамены – это одна из наиболее экстремальных форм конкуренции в современном обществе. Они вызывают длительные стрессовые состояния, так как требуют максимальной отдачи умственных, а порой и физических сил. Компенсировать эту растрату энергии может только психологическая выносливость , достигаемая тренингом эмоциональной сферы.
Конечно, существуют различные формы борьбы со стрессовыми состояниями. Главное вовремя обратить внимание на симптомы, предвещающие всплеск стрессовых реакции и принять необходимые меры. Не зря спортсмены перед выступлением делают физические упражнения, ведь они уменьшают проявляющееся чувство тревоги , которое нарастая как снежный ком готово «стереть» из памяти всю имеющуюся там информацию.
Можно заняться релаксацией, потому что состояние релаксации не совместимо с чувством тревоги. Провести релаксацию можно в домашних условиях, удобно расположившись в кресле, закрыв глаза, а тело пусть станет совершенно инертным, руки и ноги нальются свинцовой тяжестью. Расслабьтесь полностью, дышите глубоко и медленно, думайте лишь о том, что вы дышите глубоко и спокойно. Проделайте это упражнение в течении 5 минут и к вам придет освежающее чувство бодрости. Далее переходите к последовательному напряжению и расслаблению мускулов правой, эатем левой ладони, очень крепко сжимая и, а затем расслабляя пальцы. Затем наступает очередь мускулов лба, шеи, лица, рук, икр и бедер, ног и пальцев на ногах. Наконец, следует напрячь и расслабить мышцы живота, груди и спины. И последнее: в течении нескольких секунд напрягите все ваше тело, затем полностью расслабьте его. Всё, «программа релаксации» эавершена. Разумеется. Вам потребуется упрямство для выполнения этих упражнений в течении нескольких дней, пока вы почувствуете результат.
Но, релаксация – лишь одна грань предэкзаменационной подготовки.
Существует широкий круг методов снятия предэкзаменационного стрессового синдрома. Например, техника десенситизации – ослабления чувствительности по отношению к провоцирующим чувство страха раздражителям. Надо составить в иерархическом порядке список из 15 – 20 дискомфортных факторов, связанных с экзаменами. Последним в списке должен быть наименее тревожащий, а первый – наиболее неприятный. Затем, надо зрительно представить себе каждый фактор по очереди, начиная с менее тревожного до наиболее тревожащего. Если вы спокойно представляете каждый фактор из списка и ваше психологическое состояние не изменяется, то медленно двигайтесь дальше, но если вдруг какой-то фактор начинает повышать уровень тревоги, остановитесь, проведите релаксацию, и повторите « просмотр» этого тревожащего фактора и только после этого можно двигаться дальше.
Когда вам удастся представить саму ситуацию экзамена и не испытать при этом ощущения страха, то можно считать, что у вас есть хорошие шансы на успех. Остальное будет зависеть от ваших энаний, поскольку психологическая подготовка не отменяет необходимости штудировать учебники и конспекты.
Можно дать также несколько практических советов по самой технике сдачи экзаменов. Во-первых, не занимайтесь самокритикой во время подготовки и при ответе. Не надо заниматься самоуничижением! Только позитивные самокомментарии, настраивающие на конструктивный подход к экзаменационному заданию сделает ваше внимание более стабильным, а память более активной. Негативный диалог с собой на экзамене только вредит.
Во- вторых, несколько слов родителям. Помните, даже если ваш ребенок всегда был самостоятельным в вопросах учебы (а если несамостоятельным — тем более!), контролировать его подготовку к экзаменам все равно придется Вам..