Дошкольное детство — это период с трех до шестилетнего возраста.
Характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Ведущей деятельностью этого возраста является игра.
Кризис трех лет — граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Негативные проявления данного кризиса: негативизм, протест, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, деспотизм
Проблемы с которыми чаще всего обращаются родители дошкольников:
- Непослушание и упрямство.
- Тревожность.
- Агрессивность
Непослушание ребенка в дошкольном возрасте, когда обычно наступает время первого кризиса возрастного развития и следующий за ним переход ребенка на новую, более высокую, ступень психологического развития, обычно связано с тем, что дети развиваются, как правило, быстрее, чем это начинают замечать взрослые. Поэтому взрослые не успевают вовремя перестраивать свое отношение и поведение, чем и порождается кризис во взаимоотношениях взрослых с ребенком.
Непослушание ребенка представляет собой форму протеста ребенка против неадекватного обращения с ним взрослых людей, которые не замечают, что сам ребенок уже повзрослел и у него появились новые интересы и потребности. Ограничивая самостоятельность ребенка, взрослые люди невольно препятствуют удовлетворению этих потребностей и интересов, и тем самым вызывают протест со стороны ребенка.
Все это психолог-консультант, в первую очередь, должен довести до сознания родителей, обратившихся в психологическую консультацию с соответствующей проблемой, одновременно посоветовав родителям ребенка самостоятельно почитать специальную психолого-педагогическую литературу на данную тему. Это должна быть литература, доступная неспециалистам и содержащая в себе рекомендации о том, как взрослым людям следует вести себя в период кризиса возрастного развития ребенка.
Довольно часто родители обращаются с проблемой тревожности и страхов у детей. Начиная работу по такому вопросу консультант в беседе с родителями определяет причину возникновения тревожности.
Их может быть несколько:
- неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям ребенка;
- повышенная тревожность самих родителей;
- непоследовательность родителей при воспитании ребенка;
- предъявление ребенку противоречивых требований
- чрезмерная эмоциональность родителей или хотя бы одного из них
- стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей
- авторитарный стиль воспитания в семье;
После определения причины, психолог говорит родителям о негативном влиянии их собственного поведения и состояния (большое количество запретов, необоснованных замечаний, окриков, приказов) на повышение уровня тревожности их ребенка. И затем начинает работу по коррекции поведения родителей. Так же можно познакомить родителей с упражнениями на снятие мышечных зажимов, заострить их внимание на том, как полезны для их ребенка игры с песком, с крупой, с водой.
Агрессивные дети — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. При работе с родителями важно избегать негативного воздействия на их самооценку, нужно стремиться ее стабилизировать. А так же необходимо выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления. Если ребенок был изначально нежелателен, то возможно выяснение причин отвержения ребенка изменит отношение к нему родителей. Если же ребенок был желанным, а отношение к нему родители изменили когда он уже стал агрессивным и непослушным, то нужно помочь родителям понять, что таким поведение отвечает на их собственные действия. Так же родителям нужно понять, что самое главное в общении с ребенком, это уважительное отношение к его личности, положительное внимание к внутреннему миру. А также очень важно нормализовать психологическую атмосферу в семье, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов
Так же для работы с агрессивными детьми можно использовать следующие упражнения
- комкать и рвать бумагу;
- бить подушку или боксерскую грушу;
- топать ногами;
- громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
- пинать ногой подушку или консервную банку;
Таким образом, в индивидуальном консультировании родителей основным средством является беседа. С помощью нее можно прояснить детали проблемы. В процессе беседы, как правило, выясняется, что причиной негативного разрешения конфликтной ситуации могут быть действия или слова самих родителей.
Приходя на консультацию к психологу, родители зачастую ожидают от него волшебного средства и хотят, чтобы его рекомендации сработали сразу и в нужном направлении. Важно объяснить им, что длительность налаживания правильного взаимодействия с ребенком зависит не только от родительских усилий, но и от того, как долго существуют конфликтные отношения.
Несмотря на то, что проблемы, с которыми родители дошкольников обращаются к психологу, довольно разнообразны, основной причиной чаще всего являются незнание или сознательное игнорирование родителями возрастных норм и необходимых условий развития. Консультирование родителей по проблемам их детей всегда надо начинать с разъяснений возрастных особенностей ребенка.