Анализ консультации по преодолению страхов у ребенка 5 лет

На психологическую консультацию, люди приходят с конкретной, нарушающей их душевное спокойствие, проблемой. Иногда она ясна для самого клиента, но он не в состоянии сам справиться с ней. Иногда клиент не может даже понять, что является причиной его нервозов, переживаний. И бывают ситуации, когда обращается человек с конкретной, понятной для него проблемой, но в ходе разрешения этой проблемы, выявляется одна  (несколько) скрытых, незамеченных самим человеком проблем, тесно взаимосвязанных с тем, что являлось причиной обращения.
В качестве примера расмотрим обращение  родителей (мама и папа) девочки Яны 5,5 лет, по поводу наличия страхов у ребенка:
страх, что ее не заберут из садика;
страх, что начнется война;
страх смерти.

При обращении на консультацию семьи, в первую очередь необходимо определить ее состав. В совместной жизни, людям свойственно порой неграмотное поведение в отношении близких, способное породить большое количество страхов, переживаний и фобий.
Как оказалось, семья состоит из 5 человек (мама, папа, сын от первого брака жены – 15 лет, дочь 5,5 лет и сын 3-х лет), уже по составу семьи делаем первое предположение, что страх ребенка, о том что ее не заберут из сада, возможен от недостатка внимания, в виду наличия еще младшего ребенка в семье. Здесь можно рекомендовать родителям уделить внимание дочке индивидуально – без привлечения к общению других детей – рисовать с ней каждый день по 10-15 минут, игры, чтение. Еще раз возможно объяснить ей что каждый ребенок в семье дорог и у каждого свое занятие – старший брат ходит в школу – и приходит домой вечером, она ходит в садик – и мама или папа обязательно заберут ее после полдника, младший братик – еще маленький – не может ходить в садик – он дома с мамой, но скоро (лучше указать когда он пойдет – весной, летом) тоже будет ходить в тот же садик, что и она, и мама с папой будут забирать их вместе.
Закрепить данный разговор можно рисунками, чтобы ребенок наглядно, вместе с родителями, изобразила все эти действия, попутно обыгрывая эту ситуацию веселыми стихами, которые девочка знает. А.И. Захаров в своей  книге «Дневные и ночные страхи у детей» говорит, что    рисование, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
Как вариант, психолог может рассказать сказку о “похожей” девочке, которая уже никого и ничего не боится, потому что вместе с мамой и папой умеют нарисовать любой страх и подружиться с ним. Здесь важно обратить внимание родителей на их активное участие в случае борьбы с детскими страхами – не убеждать ребенка, что это “ерунда” и “все пройдет”, не высмеивать страхи, а открыто принять этот страх, стать ребенку союзником в борьбе с ним, подробно его обрисовать (на бумаге, слепить из пластилина) и придумать понятную ребенку историю о том, как можно с этим страхом подружиться, прогнать его или просто понять что он совсем и не страшный. Важно не потерять доверия малыша, чтобы он открыто выражал свои переживания родителям, тогда и количество страхов сократиться, так как ребенок будет чувствовать постоянную защиту от родных ему людей.
Подобное доверие детей существует при хорошем  взаимопонимании внутри семьи. Однако, часто в семьях встречается ситуация, когда каждый ее член живет своей жизнью. Например, старший сын переходного возраста, живет не с родным отцом – возможно не считает себя частью семьи и его остальные дети могут не воспринимать как часть семьи (есть рисунок девочки на котором старшего брата нет…). Младший сын еще маленький, старшему брату он не интересен (подростки редко проникаются любовью к младшим, считают их неинтересными, и, вообще «у них своя жизнь»), у девочки может существовать ревность к младшему – он дома с мамой, а ее отводят в садик и т.д. Папа все время на работе, обеспечивает семью, дома хочется отдохнуть. Мама обеспечивает быт семьи и времени и сил на каждого уже не хватает. Это во многом типичная ситуация для многих семей. Здесь, при адекватном восприятии родителями ( а, судя по тому, что они обратились оба к психологу, и озадачены происходящим с их дочкой, родители готовы изменить ситуацию) можно рекомендовать выработать в семье определенные ритуалы , например, совместный ужин (и как вариант, обсуждать прошедшее за день у каждого, а не ужинать при включенном телевизоре), один из выходных, когда вся семья в сборе, проводить на природе, где каждому будет интересное занятие – шашлык, игры с мячом и т.д. Конкретно этой семье, я бы рекомендовала обратить внимание на восприятие старшего брата детьми младшего возраста (показать им рисунок девочки где отсутствует старший брат). При подтверждении, со стороны родителей, сложности отношений в семье со старшим ребенком, проработать и эту ситуацию, так как, это   показатель ощущения целостности и защищенности семьей для ребенка – когда все кто живет рядом и воспринимаются и близки друг другу одинаково.
Дети очень тесно связаны со своими родителями, и наличие тех или иных переживаний может свидетельствовать о наличии переживаний у родителей. Можно рекомендовать родителям подумать над своими страхами и обратиться к специалисту без присутствия девочки.
После определения “первого круга” лиц, способных влиять, в той или иной мере, на формирование страхов, необходимо ознакомиться с “дальним кругом” – садик, школа…, не менее значимом чем семья, в ситуации порождения страхов у детей.
Бывают случаи, что воспитатели, желая добиться послушания ребенка в том или ином деле (накормить его, уложить спать и т. д) намеренно говорят: «не будешь кушать (лепить, не перестанешь баловаться и тд) мама за тобой не придет – останешься в садике».  Во время рисования, необходимо, для исключения подобной возможности неккоректной работы воспитателя, попросить ребенка нарисовать воспитателя, немного поговорить о ней,  похвалить ее и т.д. Обратить внимание на то, как ребенок нарисовал ее, есть ли в его рисунке недовольство (похожа на бабу ягу – спросить “почему?”, либо отказывается рисовать). Когда ребенок рисует, как  он кушает в садике, спросить  нравится ли ему еда, кушает ли он с удовольствием и т.д. Негативное отношение к воспитателю ребенок не сможет скрыть – это может проявиться, например, в рисунке ( баба яга), тогда надо спросить ребенка не как о воспитателе, а как  о “бабе яге” – “что она сделала плохого?”, “почему она такая некрасивая?”.  Если  неккоректные высказывания воспитателя обнаружены, то рекомендовать родителям провести разговор с ней о недопустимости подобных угроз в адрес их ребенка. Разговор следует вести в спокойном, нераздраженном тоне, убрав обвинительные нотки, а попытаться сделать  воспитателя союзником по устранению страхов у детей ( надо предположить, что не только ваш ребенок мог стать заложником данного страха).  В случае не признания воспитателем своей ошибки, при назревании конфликтной ситуации в садике – рекомендовать сменить садик.

Оставшиеся страхи «войны» и «смерти» — я связываю с первым страхом – девочке не хватает близости (именно душевной привязанности и уверенности что ее любят) с близкими. О войне ( и о смерти) – надо просто рассказать ребенку как о факте жизни (естественно выбирая понятные ей слова и без ужасающих подробностей), показать картинки (если говорить о войне – можно показать памятники воинам около дома и возложить цветы), т.е. показать свое спокойное отношение к этим темам и не уходить от разговора, если девочка будет задавать вопросы.

Консультация совместно с ребенком не может быть длительна по времени. Для   проработки вопросов отношения в семье необходима беседа с родителями наедине, без присутствия девочки.

Больше для изучения

Для тех кому за....

А может быть это кризис?

Серьезным  жизненным рубежом  обычно считают  уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Это событие часто порождает кризисный период — кризис ухода на пенсию.   Прежде

Клуб знакомств

Приглашаем в Английский клуб (только для женщин)

Уже не является удивительным тот факт, что английский язык изучает почти каждый человек на Земле. Согласно статистике на нем говорит примерно 1/3 населения планеты. Поэтому