Готовим ребенка к школе. Сами..?

Рано или поздно каждый родитель начинает задаваться вопросом: «а не пора ли начинать готовить ребенка к школе?» И здесь он сталкивается с непростым выбором: делать это самостоятельно или обратиться за помощью к специалисту. Давайте остановимся подробнее на этом вопросе.

С одной стороны, многие сегодняшние родители росли и воспитывались в таких условиях, когда о репетиторах (особенно в дошкольном образовании) не было и речи. Поэтому каждый из них может сказать: «Ничего, выросли, выучились – не хуже других стали», и это верно. Мне вспоминается собственное детство, и то, с каким нетерпением я ждала, когда родители смогут позаниматься со мной по ярким, интересным книгам, почитать мне… Тем более, что сегодня в магазинах представлен самый широкий ассортимент различных книг, пособий для детей дошкольного возраста. Каждый родитель может подобрать что-нибудь для ребенка на свое усмотрение. И действительно, при наличии желания, определенных знаний и, конечно, времени, можно начинать заниматься с ребенком самостоятельно.

Однако в своей практике я часто слышу от родителей (в основном от мам, конечно) примерно такую фразу «Я с ним (с ней) пробовала заниматься, но у меня не получается…». И далее родители перечисляют возможные причины: ребенок не слушается, не хочет заниматься, не хватает времени, сил, терпения для регулярных занятий… В этом заключается первая сложность самостоятельных занятий дома.

Далее, следует учитывать, что подготовка к школе – это сложный, многогранный процесс, который включает в себя формирование как интеллектуальной, так и эмоционально-волевой готовности. К примеру, родители начинают учить с ребенком буквы, и вроде все хорошо получается, но, когда дело доходит до обучения чтению, возникают трудности. А причина может заключаться в том, например, что при изучении букв ребенка неправильно приучили произносить звук, который эта буква обозначает («сэ» или «эс» вместо простого «с»).  Помимо формирования определенных навыков (письма, счета и т.п.), интеллектуальная готовность подразумевает соответствующее развитие основных психических процессов (мышления, внимания, памяти, восприятия и др.).

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе означает умение концентрироваться на выполнении задания, доводить начатое дело до конца, испытывать положительные эмоции и удовлетворение как от самого процесса познания и обучения, так и от результатов своей деятельности. Поэтому так важно уметь проявлять терпение, хвалить ребенка за успехи и подбадривать при неудачах… От того, насколько родители сумеют учесть и выполнить все эти условия, будет зависеть успех от самостоятельных занятий дома. И в этом, на наш взгляд, может заключается вторая сложность самостоятельной подготовки к школе.

Существует ещё надежда на детский сад: «с ними же там занимаются», но это тоже таит в себе определенный риск. Даже если в детском саду проводятся регулярные занятия с детьми, то реалии сегодня таковы, что численность детей в группе очень высока. Даже при делении на подгруппы, их количество может составлять 10 человек и более, и у воспитателя просто не остается возможности уделить достаточно внимания каждому ребенку. И хорошо, если ребенок не испытывает проблем с обучением, способен концентрироваться на объяснениях воспитателя, не отвлекается на своих друзей… Но так бывает далеко не всегда, и часто дети «выпадают» из процесса обучения, если на какое-то время остаются без внимания воспитателя.   Поэтому надеяться только на детский сад довольно рискованно.

Теперь, возвращаясь к первоначальному вопросу о том, может ли родитель сам подготовить ребенка к школе, становится очевидным, что это не невозможно, но довольно сложно для человека, не имеющего специальной подготовки, знаний в этой области. Кроме того, нехватка времени, необходимость выполнения домашних дел также осложняет процесс самостоятельного обучения…

Обращение же к специалисту гарантирует, что ребенок получит необходимую подготовку для успешного обучения в школе. Кроме того, человек, имеющий многолетний опыт работы в этой области, большинство проблем способен заметить еще в самом начале их появления. А с помощью специальных коррекционных методов, соответствующих рекомендаций родителям можно легко справится с возникшими трудностями.

Выбор, как всегда, за вами…